Ибн Аллах
Ширинай Досова
Молитва Отцу Небесному
Эта молитва Христа дана нам как образец всякой молитвы. И так же, как 10 заповедей делятся на 2 части (первые 4 из них отражают наше отношение к Богу, а последующие 6 — отношение к ближнему), так и молитва Господня имеет в себе две стороны: первые 4 строки приглашают нас к правильному прославлению Бога и только потом, на основе этого, следуют прошения и наши взаимоотношения с ближними. Молиться своими словами бывает иногда тяжело по разным причинам — суета, грех, усталость, мысли одна опережает другую, и стоишь перед Богом какой-то несобранный — вроде как растрепанный и неумытый. Но вот начинаешь произносить первые строки молитвы «Отче наш» и чувствуешь, как успокаиваешься, мысли приходят в порядок, и какая-то гармония и устройство как будто проникают в твое сердце. Именно этой молитве Михаил Лермонтов посвятил свое чудное стихотворение «Молитва». Оно заканчивается так: «и верится, и плачется, и так легко, легко». Вот это «легко, легко» — и есть неземное посещение свыше, приносящее мир и блаженство. Эта радость в том, что Отец протягивает руки к Своему ребенку, и в Его руках ты чувствуешь себя в безопасности. В этой молитве отражена сущность всех чаяний нашей маленькой бедной души — спокойствие и блаженство. А блаженство — это больше, чем счастье. Для сравнения: «блаженный Августин» и «счастливый Августин» — не одно и то же. Так вот, это блаженство наша душа переживает только в прославлении Творца, смирении, прощении, ожидании Царствия Божьего, и что очень важно — в простой и скромной жизни (хлеб насущный).
Молитва в исламе
В Коране тоже есть предписания к молитве. Само слово «Аллах» дословно означает «Этот поклоняемый». Для сравнения немецкое слово «Gott» (Бог) и английское «God» имеют значение как «Тот, при встрече с Которым падают ниц». В наших поклонениях выражена сущность нашей веры и наше отношение к Богу: у христиан Бог (Отец наш) — милующий и прощающий, дарующий благодать незаслуженно, у мусульман (Аллах акбар) — Бог великий и справедливый, дающий по заслугам. В поклонении мусульман выражен страх и трепет перед Всевышним (отсюда такая поза в молитве). Большей частью мусульманин не знает, о чем он молится, так как молитва читается на арабском языке и в определенные часы. Если молитва прочитывается до или после назначенного времени, то она считается пропущенной и не засчитывается. Помню из детства, как моя бедная мамочка должна была вставать в четыре часа утра во время уразы (мусульманский пост), чтобы приготовить для нашего отца еду, так как после молитвы он вкушал раннюю трапезу. Но мама страшно уставала (10 детей!), и случалось, что не слышала будильника, просыпала и вынуждена была подкручивать часы назад, чтобы отец не узнал, что теперь он не будет услышан Богом. Отец наш был большим молитвенником, но мы, дети, никогда не понимали, о чем он молился, да он и сам этого не знал. Мусульмане молятся 5 раз в день и совершают 17 молитвенных кругов. Ежедневно мусульманин, если он совершает все установленные молитвы, падает ниц перед Аллахом 34 раза. При этом он говорит: «Всехвален мой Господь, наивысший» — 102 раза; «Аллах велик» — 68 раз; «Всехвален мой могучий Господь» — 51 раз; «Аллах слышит того, кто его славит» — 17 раз; первую суру «Аль-Фатиха» или другую суру — 17 раз; исламский «символ веры» «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад его пророк» — 5 раз; «Привет мира всем мусульманам» — 5 раз.
Все эти слова молитв повторяются мусульманином так часто, что они укореняются глубоко в его подсознании. Это нужно учитывать, когда мы беседуем с религиозными мусульманами. Уже рано утром с минаретов исламских мечетей раздается голос, обычно усиленный репродукторами. И каждый мусульманин слышит призыв: «На молитву! Обретайте успех! Молитва лучше, чем сон!» Таким образом, молитва в исламе влечет за собой вознаграждение (обретайте успех).
Благословение Писанием
Того, кто молится, Аллах благословляет мирскими и небесными благами. И одно из высочайших благ — знание Писаний, из которых священными признаются четыре: Товрат (Пятикнижие Моисея и пророки), Забур (псалмы Давида), Инжил (Евангелие) и Коран. Мусульмане любят слушать о Боге, особенно если приводишь им в пример тексты из Корана. Я обычно говорю о Рождестве Спасителя. Так, в Коране ангел Джабрил (Гавриил) сообщил Марйам (Марии) «радостную весть» от Бога, что Марйам родит сына, Который будет «Рух» — Дух от Бога, «калама» — Слово от Бога, и «аятолла» — знаком от Бога, «знамением для всех миров» (суры 3 и 19). Что же это был за знак, который Бог послал людям? В суре Марйам (19:34) Иса Масих (Иисус Мессия) говорит народу: «И мир Мне в тот день, как Я родился, и в день, что умру, и в день, когда воскрешен буду живым!» В этих словах отражены три уникальных события в жизни Спасителя — Рождество, Голгофа и Пасха. И ни один человек в Коране не рождался так, и ни один не совершал таких чудес, какие совершил Иса, потому о Нем сказали ангелы: «О Марйам! Вот, Аллах радует тебя вестью о Слове от Него, имя Которого Мессия, Иса, сын Марйам, славном в ближнем и последнем мире…» (3:40). Но, пожалуй, самый сильный аргумент содержится в суре 3:55: «О ‘Иса! Я упокою Тебя, вознеся Тебя ко Мне, и очищу Тебя от тех, кто не уверовал, а тех, которые следовали за Тобой, возвышу до самого дня воскресения над теми, которые не уверовали… А тех, которые не уверовали, Я накажу сурово в этой жизни и в будущей, и никто не поможет им». Здесь говорится о смерти и вознесении Христа, о благословениях тех, кто последовал за Ним, а также о тяжком наказании в земной и вечной жизни всех тех, кто не поверил в Него. Надо сказать, что эти аргументы работают, но важно иметь вот что в виду: никогда не нужно противопоставлять Иисуса и Мухаммада. Сам Коран этого не делает. У каждого из них была своя определенная миссия: у Иисуса — прощение грехов, спасение и дарование вечной жизни, а у Мухаммада — провозглашение многобожникам, что Бог — только один. Помню, как однажды в самолете я беседовала с одним сирийцем около трех часов. Когда у меня появилась Библия в руках, он тут же из нагрудного кармана достал Коран, поцеловав его. В конце беседы я сказала ему: «Я ведь не отнимаю у Вас Мухаммада, ему нужно отдать должное, так как он сделал великое дело для язычников Аравийского полуострова, провозгласив им веру в одного Бога. Но если Вы хотите иметь прощение грехов и жить вечно в раю, то нужен только Иса Масих. Готовы ли Вы принять Его?» На что он от всего сердца искренне воскликнул: «Каким же нужно быть дураком (извините, но это дословно), чтобы не принять Его!»
После призыва к молитве с минаретов мечетей звучит возглас ко всем мусульманам: «Спешите к спасению!». Этот призыв дает повод рассказать им о Спасителе Христе. К сожалению, мусульмане почитают Его как величайшего пророка. Мухаммад проповедовал в начале VII века после Рождества Христова. К этому времени уже появилось много ложных учений о Христе. Одно из них — обожествление «троицы»: Бога, Его «жены» Марии, к которой Бог вошел физически, и их сына Иисуса. А поскольку главной задачей Мухаммада была борьба с многобожием, то он категорически отрицал такой «божественный союз». Беседуя с мусульманами, я говорю им, что мы, христиане, в такую «троицу» тоже не верим. И хотя мусульмане нередко обвиняют христиан в фальсификации Библии, сам Мухаммад никогда не критиковал Библию, а только выступал против таких «обладателей Писания» (иудеев и христиан), которые выдумывают писание и ложно толкуют его. Сура «Семейство Имрана» (3:7): «А среди них есть такие, которые своими языками искривляют писание, чтобы вы сочли это писанием, хотя оно и не писание…» Сура «Корова» (2:73): «Среди них есть простецы, которые не знают писания, а только мечты…» Мухаммада возмущало именно то, что сказки и вымыслы выдавались за Слово Божие. Большая трагедия в том, что Библия на арабском языке появилась только через сто лет после появления Корана, и Мухаммад лично не читал Библию, а слушал таких «проповедников».
Беседа глухого со слепым
В этой связи важно заметить, что в исламе есть два понятия сыновства: 1) Валлад Аллах, то есть земной Сын Божий и 2) Ибн Аллах, то есть Сын Божий в духовном понимании. Так, например, слово «ибн ассабил» (путник), буквально означает «сын дороги». Однако никому и в голову не придет, что дорога кого-то родила. Это образное выражение относится к человеку, постоянно имеющему дело с дорогой, то есть к путнику. Поэтому, свидетельствуя, нужно иметь в виду, что как только вы произносите слово «сын», мусульманин автоматически включает понимание «Валлад Аллах», т. е. рожденный, как все люди. А называть лучше Иисуса «Иса Масих — ибн Аллах». Нередко, к великому сожалению, наше свидетельство мусульманам бывает похоже на общение глухого со слепым по причине незнания друг друга. За сказанными словами стоят разные понятия и у них, и у нас: они не знают, что для нас Мария — не Бог, а мы не знаем, почему выражение «Сын Божий» вызывает у них отторжение. Необходим диалог, который бы строился на взаимной любви, ибо «любовь все покрывает». И если на фоне сегодняшней исламофобии — панического страха, подстрекаемого большей частью средствами массовой информации, перед исламом, связанного с угрозой терроризма, мы проявим к ним искреннюю любовь, то мы непременно приобретем эти души для Христа. У Льва Толстого есть замечательная фраза: «Для того чтобы было легче жить с человеком, думай не о том, что тебя с ним разъединяет, а о том, что тебя с ним соединяет». Или как сказала русская императрица Екатерина Вторая: «Если вы хотите иметь друзей, найдите в человеке что-то доброе и скажите ему об этом». Давайте искать друг в друге доброе, при этом оставаясь верными библейским принципам. «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого выше себя» (Фил. 2:3). В сегодняшнем бушующем море ненависти и вражды мы, христиане, можем предложить людям истинный мир, «будущность и надежду» (Иер. 29:11). И Отец наш Небесный, сущий на небесах, да поможет нам в этом.