Ненавидеть — значит «не видеть»
Ширинай Досова
Вы высказываетесь в адрес мусульман очень тепло. Причина в ваших мусульманских корнях?
Не только. Главная причина в том, что о народах, чьей религией сегодня является ислам, говорит Священное Писание. Известны такие слова Спасителя: «Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мтф. 8:11). Иными словами, жители мусульманских регионов имеют долю в Царствии Божьем наряду с представителями западных цивилизаций.
Подтверждение этому можно найти и у пророка Исайи: «Все овцы Кедарские будут собраны к тебе; овны Неваиофские послужат тебе: взойдут на алтарь Мой жертвою благоугодною…» (Ис. 66:7). Неваиоф и Кедар — не кто иные, как первенцы Измаила, сына Авраама и родоначальника нынешних мусульманских народов (Быт. 25:13).
В последние годы тема международного терроризма стала едва ли не главной и для политиков, и для журналистов, да и для обывателей многих регионов мира. Насколько обоснованно, на ваш взгляд, ставить знак равенства между понятиями «ислам» и «международный терроризм»?
Настолько же, как ставить знак равенства между христианством и крестоносцами. Как известно, участники этого движения (1096–1270г.) нашивали на одежду крест в знак обета участвовать в военных походах на Ближний Восток. Сами эти походы были организованы в том числе и католической церковью, а их захватнические цели прикрывались религиозными лозунгами борьбы против «неверных» (мусульман), а также освобождения «Гроба Господня» и «Святой земли» (Палестины).
Не секрет, что многие диктаторы Европы прикрывали именем Бога свои преступления. Гитлеровцы, например, носили на пряжках девиз «Got mit uns» («Бог с нами»). А Сталин, как известно, даже учился в духовной семинарии. Тем не менее, мало кому придет в голову называть этих палачей христианами. Подобным образом, недопустимо навешивать ярлык «террорист» на всех мусульман.
Недавнюю трагедию в Беслане многие политологи и богословы окрестили «религиозным преступлением». Действительно ли, на ваш взгляд, мотивы этого и других терактов лежат в области религии?
Называть подобные трагедии религиозным преступлением — это самый простой и удобный выход. Истинная причина гораздо более «неудобна» для политиков и лежит в сфере большой политики и больших денег. Ведь ни одна религия не призывает сражаться с безоружными. Захват и убийство беспомощных женщин, детей и стариков — грех и по Библии, и по Корану.
Насколько реальна выдвинутая в последние годы концепция о нарождающемся противостоянии христианского и мусульманского миров, так называемой «войне цивилизаций»? Имеет ли смысл использовать ее для объяснения терактов?
Мне кажется, неверно говорить о войне христианской и мусульманской цивилизаций. Хотя их противостояние сегодня набирает силу, но это именно противостояние Востока и Запада. Ведь учение ваххабизма, нашедшее своё воплощение в деятельности международных террористических организаций — это еще далеко не весь ислам. Подобным же образом современная цивилизация Европы и Америки — это еще не христианство. Западная цивилизация вообще не является христианской и теократической, она — светская и демократическая. И мне видится вполне логичным то, что Восток не желает признавать цивилизацию Запада. Посудите сами: после взятия Кабула американскими войсками, уже через три месяца в этом городе появилось увеселительное заведение для представителей сексуальных меньшинств. Именно такой цивилизации и противостоит Восток.
Говоря о напряженности в отношениях между Востоком и Западом (которая, кстати, существовала всегда), я бы привела древнее пророчество об Измаиле: «Он будет между людьми как дикий осёл; руки его на всех, и руки всех на него…» (Быт. 16:12).
Вы выросли в таджикском селе, населенном ссыльными со всего бывшего Советского Союза, среди которых можно было встретить представителей всех мировых религий. Приходилось ли вам быть свидетелем проявлений религиозной розни?
Те, кто вырос во времена СССР, помнят, что межнациональные отношения держались руководством Москвы под жестким контролем. Чтобы держать огромную многонациональную страну в узде, приходилось затрачивать колоссальные силы и средства. На практике это выливалось в помпезные концерты с участием представителей всех братских республик, а также в тиражировании художественных историй наподобие фильма «Свинарка и пастух», о любви дагестанца и русской. Но как только «Центр» перестал проводить эту идеологию, все мы увидели цену «дружбы народов» на таких примерах, как Карабах, Прибалтика или сегодняшняя Чечня.
В нашем селе действительно были дружба и понимание между представителями разных национальностей. Но причина была не в навязанном образе мыслей, а в том, что мы… общались! Общение — это и есть лучшее лекарство от ненависти. Мы бок о бок жили, трудились, вместе переносили невзгоды, а потому у нас не было ненависти. Ведь слово «ненавидеть» — производное от «не видеть». Мы же видели друг друга, знали один другого, обогащали друг друга разными культурами, были одной семьей. Именно поэтому нам нетрудно было дружить. Тогда и понятия не имели о межнациональной розни и скинхэдах.
Один телеведущий, Александр Шевченко, сказал, что никто не имеет таких возможностей в борьбе с терроризмом, как Церковь. Вы согласны с этим высказыванием? Что именно, на ваш взгляд, может сделать Церковь для предотвращения резни?
Согласна. Ведь если Церковь — Божья, то кто же еще, как не она, может противостоять злу? Если же говорить о методах, то мы руководствуемся словами Христа: «Блаженны миротворцы…» (Мтф. 5). Из всех способов творить мир мне очень важным видится постоянная молитва и соблюдение личной праведности. Помните знаменитую беседу Авраама с Богом, из которой следует, что если найдутся в городе праведники, то город устоит? Следовательно, главные принципы борьбы христианина со злом — личная святость и активная позиция в обществе.
Когда вам приходится читать лекции у себя на родине, вы советуете студентам-мусульманам изучать Библию, на том основании, что у нее много общего с Кораном. Значит ли это, что студентам христианских семинарий было бы полезно поближе познакомиться со Священной Книгой мусульман?
Да. Однозначно. Если мы хотим делиться Благой вестью с мусульманами (которых, кстати, сегодня в мире почти полтора миллиарда), то мы в первую очередь должны знать, во что они верят.
При этом не будет лишним хорошенько изучить и то, что говорит Библия по поводу прародителей Ислама. Измаил буквально переводится «Бог слышит» Что же услышал Бог? Он услышал вопль матери о сыне своём и благословил Измаила особым благословением: множеством потомков (Быт. 16:10, 17:20). Этот вопль и слёзы Агари — первые слёзы в Писании. С них начинается история арабского племени. Проникнемся же и мы этими слезами, и будем молиться словами патриарха Авраама о своём сыне: «…о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим!» (Быт. 17:18). И сделаем всё для того, чтобы Измаил ожил в Боге через веру в Христа.
Слово «мусульманин» переводится как «боящийся Бога, покорный Богу», хотя некоторые христиане приравнивают ислам чуть ли не к сатанизму. Как человек, знакомый с исламом не понаслышке, скажите: чего христиане не знают об исламе?
К сожалению, не только христиане, но и множество мусульман не знают, что Коран подтверждает подлинность Библии и приглашает своих последователей обращаться к ней. Иисус Христос в Коране упоминается в 15 сурах (главах) и 93 стихах. Как и в Библии, в Коране Божье благословение принадлежит не потомкам Измаила, а потомкам Исаака: «О сыны Исраила! Вспомните милость Мою, которую Я оказал вам, и что Я превознёс вас над мирами» (2:44), превозношение это — в семени Христа, самого «славного в ближнем и последнем мире…» (3:44).
Если Библия и Коран так похожи, то какие аргументы в пользу истинности Библии вы находите, беседуя с мусульманами?
К сожалению, они похожи только на первый взгляд. Коран — вообще достаточно противоречивая Книга. Христа он, например, называет Масихом (Мессией), и тут же говорит, что люди не убивали Его: «…они не убивали его, наверное, нет, Аллах вознёс его к Себе: ведь Аллах велик, мудр!» (4:156). Как видим, упразднена сердцевина христианства — смерть Иисуса Христа на Кресте. Но без неё не может быть спасения и прощения грехов! И поскольку корень нашего несогласия с исламом в том, что ислам считает Христа всего лишь одним из пророков, то в качестве аргументов я привожу выдержки из самого же Корана, такие как: «И мир Мне в тот день, как я родился, и в день, что умру, и в день, когда буду воскрешён живым!» (19:34). В этом отрывке Иисус Сам говорит о Себе, и, несомненно, речь здесь идёт о Рождестве, о Голгофе и о Пасхе.
Ваши пожелания христианам.
Сегодня люди жаждут мира. Я желаю всем нам быть миротворцами на всяком месте и во всяком деле, а также нести чудный мир нашей вечной радости — Страдальца и Спасителя нашего Иисуса Христа — всем остальным народам.
Журнал «Благодать», Беларусь